 Пассажиры Машины Ссудного дня
"Машина Ссудного дня" доехала в конце июля 2005 до Европы и остального
цивилизованного мира. В салоне к концу пути осталось только четверо.
Пятый пассажир решил сойти по пути и подучить правила дорожного
движения. Этого "Конца света" ждали, в отличие от многих других,
заявленных ранее и неинтересных своим очевидным популизмом. А вот выход
альбома "Doomsday Machine" был вполне реальным событием. Конечно, его
ждали не все поголовно, а только те, кто ценит в тяжелом роке
бескомпромиссное качество, универсализм и уважает интернациональную
группу ARCH ENEMY. Не побоюсь сглазить - Arch Enemy - определённо
баловни судьбы, что касается их музыкальной карьеры. Все их "падения"
никогда не выходили за рамки обычных и совсем немногочисленных смен
состава и пары недоразумений между менеджментом коллектива и
издателями. Всё остальное - несгибаемое движение вверх, дружелюбие,
мощный потенциал, супер-качество и серьёзный "all around the world" -
имидж. Для группы, играющей мелодичный death-metal не всегда
обязательные черты. Но именно они выдвигают Arch Enemy в число 25 самых
влиятельных "металлических" групп планеты и делают экстремальной
группой №1 в Японии.
Одни из лидеров мелодик-брутал-метал (насколько
возможно такое сочетание) возникли отнюдь не на пустом месте. Их
путеводной звездой с самого начала была и пока ещё остаётся
закатившаяся звезда по имени Carcass. В этой ливерпульской death-metal
формации в период её расцвета в 91-93 году был активно задействован
шведский гитарист Майк Эмотт (менее известный дополнительной
активностью в Carnage). Альбом Carcass "Heartwork"(93) стал не только
шедевром экстремальной музыки и самой коммерчески успешной пластинкой
этого направления, но и хорошо продемонстрировал композиторские таланты
Майка Эмотта. Найденная на "Heartwork" формула из тяжести и
грустно-гаденьких мелодий в сочетании с характерными гитарными
раскладами в последующем музыкальном имидже Arch Enemy сыграла ключевую
роль. В 94 году Майк покидает Carcass из-за несогласия с новым
death-rock курсом остальных участников и помогает в записи мини-альбома
группе Deranged. Её вокалист, Per Gyllenback был владельцем маленького
лейбла Wrong Again Records и согласился в свою очередь помочь Эмотту в
реализации его собственной идеи. А идею Майк уже давно обмыл с бывшим
подельником по Carnage, вокалистом и бассистом Johan Liiva: поиграть
"что-нибудь как в старые добрые времена". С составом определились
легко, ведь у Майка в семье быстро прогрессировал в игре на гитаре
младший брат Christofer Amott. "Я обязательно хотел, чтобы в группе
было два гитариста. Брат как раз официально нигде не играл, ничего не
записывал. Это было для него и его карьеры хорошим стартом".
Барабанщиком новой группы выбрали Daniel Erlandsson (ex-Eucharist, In
Flames, The End). За репертуаром дело тоже не стало: Майк, не тратя сил
на возню с демо-лентами, быстро собрал песни для первого альбома и
позвал покрутить ручки при его записи толкового шведского death-metal
продюсера Fredrik Nordstrom (работал в том числе с At The Gates, In
Flames, Hammerfall). Ручки крутились всего 9 дней на студии Fredman.
Альбом "Black Earth" в 1996 году сразу привлёк внимание нужной публики,
- этикетка "ex-Carcass" уже сулила некий уровень выше среднего. Пока
фэны раздумывали, стоит ли всерьёз принимать вполне новаторский, но
непривычно беззубый диск Carcass "Swansong", Майк с новой компанией
предлагал именно то, чего фэны ждали: грубую энергию, скорость, и
компактные рифы марки "Heartwork", украшенные кое-где гитарными heavy
metal пассажами и соло. Боевики "Bury Me An Angel", "Cosmic
Retribution", "Transmigration Macabre" и другие настолько удачно
комбинировали все достижения экстремальной музыки и heavy 80-х, что
альбом прогремел далеко за пределами Швеции и докатился до Японии.
Речь, разумеется, шла не о мегаселлере, но продать 11 тысяч дебютных
пластинок на родине камикадзе удаётся и по сей день далеко не каждой
команде тяжёлого дивизиона. Содержание и мелодизм пластинки выходили за
рамки типичной шведской melodic-death-metal школы из Гётеборга и
представляли собой универсальный продукт для потребления и исполнения
перед метал-аудиторией большого спектра. В концертной версии братья
Эмотты удачно сочетались, дуэлируя на гитарах, а любое выступление Arch
Enemy походило на разогнавшийся ревущий локомотив. Ёхан как фронтмен
был не самым удачным сценическим решением, но потребность в его замене
возникла не сразу. Новый многообещающий коллектив замечают на более
адекватном Сentury Media, а Wrong Again Records скоро накрывается
медным тазом. Впрочем, Arch Enemy на своём следующем в 1998 году релизе
"Stigmata" всё равно перешагнули рамки маленького независимого лейбла.
Эмотт-старший к тому времени организует свою конторку Savage Messiah
Music и через неё парит лицензии на все последующие альбомы Arch Enemy.
Создание "Stigmata" сопровождалось небольшой рокировкой в составе.
Лииву освобождает от обязанностей бассиста новый человек Martin
Bengtsson, а Дэниэля за барабанами временно подменяет на записи Peter
Wildoer. Со звуком снова работал Нордстрем; ему благополучно удалось
избежать дэтовых скандинавских клише, благодаря обилию заимствований в
музыке братьев Эмоттов влияний из всех возможных метал-направлений и
ощутимому британскому подходу а-ля Carcass. Настроение у альбома было
на порядок мрачнее и враждебнее. Но неизменным осталось стремление
Майка и Кристофера смешивать trash, power, heavy и добротный death по
возможности в каждой песне. Например, в "Beast Of Man", "Black Earth"
или "Sinister Mephisto". Лирическое наполнение, да простят меня все
задействованные, не представляло особой художественной ценности, и к
слову, тексты приоритетом Arch Enemy не являются по сей день. Обо всём
негативном, остросоциальном и пугающе-безысходном, и на английском.
Кажущая прогрессивность работ Arch Enemy где-то и добавляла им
самобытности, но представляла собой нередкий сумбур в песенных
структурах. Проще говоря, набор риффов, максимально заарранжированных
гитарными запилами и проступающими местами клавишными пэдами. Эта
проблема преследует творческий гений Эмотта до сих пор и заглушает все
крики о том, что Arch Enemy мажоры и делают музыку "to sell out".
Никакой новой Metallica не случилось и на горизонте не видно. "Что
такое продажность? Чаще всего люди, обвиняющие пластинку в излишней
"коммерции", к следующему альбому уже считают её классикой. А чтобы
никто тебя в этом не обвинял, нужно распускать группу уже после первого
релиза!"

Инициатор Майк Эмотт Перед запуском следующего альбома "Burning Bridges"(99) Arch Enemy
удачно откатали турне с Cradle Of Filth, где стучал Эдриэн, брат
барабанщика "Архи-Врагов". Диск привлек внимание в первую очередь своей
рафинированностью, - команда определённо поймала свою фишку и на скорую
руку налепила 8 свежих метал-пирожков с начинкой из всего, что попало
под руку; ветер Iron Maiden, Judas Priest и прочего культового heavy
гулял в полный рост и в конце концов, удачно смешивался с дикой
death-trash-энергией, филигранной гитарной техникой и забойной
ритм-секцией. Уровень сыгранности не вызывал никаких нареканий, новым
бассистом команды стал не кто иной как Sharlee D'Angelo (ex-Witchery,
Mercyful Fate, Dismember). Правда, их шведский друг Нордстрем накрутил
им по сравнению со "Stigmata" дерзко облегчённый саунд. Эмотт: "Я
уверен, мы никогда не станем легче, чем на "Burning Bridges". Всё
получилось слишком мягко, и это сейчас обламывает". Но релиз пошёл
хорошо. Песня "Dead Inside" приглянулась создателям фильма "Tales From
The Crypt", а под треки "The Immortal", ""Pilgrim" или "Angelclaw"
хэдбэнгеры рубились до последнего. Турне посыпались как из рога
изобилия: Северная Америка с Nevermore, Европа с In Flames, Children Of
Bodom и Dark Tranquillity, Чили с Hammerfall, презентация на Dinamo…
Ажиотаж по поводу Arch Enemy в Японии входит в новую фазу. Продажи их
альбомов там выросли до 30 тысяч, чему способствовали загадочная душа
японских фэнов, регулярные наезды Arch Enemy на острова (три японских
турне!) и эксклюзивное внимание к этой стране в виде регулярных
бонус-треков (да здравствует Toy Factory!), приоритетных дат релизов и
всего остального. Поэтому выход концертного альбома "Burning Japan"(99)
был жирным и предсказуемым "мерси" японской фэн-базе. В Европе его
переиздавать вскоре стало неактуально, поскольку в Arch Enemy в 2000
году неожиданно сменился фронтмэн. Место Ёхана Лиивы на стадии
подготовки материала к следующему полноформатнику заняла никому
неизвестная, но горластая немецкая девушка Angela Gossow (ex-Asmodina,
Mistress). "Было рисковано, но рано или поздно это бы случилось. Ёхану
не хватало креативности и единения с группой. Arch Enemy стала группой
двух гитаристов, поскольку фронтмэн фактически отсутствовал и по
энергетике и по участию. Нам нужен был боец, вокально и визуально более
интенсивно привлекающий внимание. Мы отнюдь не искали девушку-певицу,
мы просто искали лучший для нас вариант. И им оказалась вокалистка!"
Лиива годом позже собрал свою группу Non-Exist и запустил дебют "Deus
Deceptor". С тех пор многократно был замечен на релизах проекта Hearse.
 Железный Ангел Участие Анжелы в сочинении нового опуса "Wages Of Sin" для начала
ограничилось всего парой идей. Но её внешние данные и живая
заинтересованность в делах коллектива быстро сфокусировали на ней
музыкальную прессу и публику. "Мы ожидали, что 50% наших фэнов не
оценят такой шаг, но, к счастью, поклонников нашего старого образца
оказалось от силы 1%". Это можно понять. В Европе до сих пор помнят рёв
Сабины Классен из Holy Moses и Рэйчел из Sinister, в Японии вообще
любят европейских красавиц, а в Штатах всегда практиковался культ
сильной личности. Для Анжелы это была своеобразная "американская
мечта", о ней вдруг узнали все. А что же "Wages Of Sin" (2001)? Кухня
осталась прежней. Майк рассказывает: "Песни у нас рождаются очень
легко, в процессе "джема" между мной и Кристофером. Мы одна из немногих
death-metal групп, где собственно джемуют, потому что каждый уже
состоялся как музыкант. Много импровизируем и крайне редко при этом
конфликтуем. Не сидим по домам с Cubase: делаем всё по-старинке и
сообща, глушим много кофе, пишем много демо на порто-студии, делаем
много ошибок и пробуем. Из техники во время записи применяем всё
подряд. Но нам хватает искажений напрямую с усилков и ламп: Angel и
Peavy 5150; пишем 4 ритм-гитары и удваиваем соло. Используем около 30
каналов. Мне бы и 16 хватило!" "Wages Of Sin" бил в глаз своим
качеством и драйвом с первой же песни "Enemy Within". Радовало
разнообразие: от скорострельных "Dead Bury Their Dead" и "The Firs
Deadly Sin" до красивой тягучей "Savage Missiah" и качающих "Heart Of
Darkness" и "Web Of Lies". Правда, без "Behind The Smile" можно было
обойтись смело. Микшировал пластинку Энди Снип, что добавило в звук
бритвенной остроты, кристаллизовало марку "Arch Enemy" и закрепило в
сознании потребителей экстрима новый универсальный образ группы.
Музыкально продолжалась линия "Burning Briges", но более экспрессивно и
эпически: красивые акустические вставки, обязательный короткий
инструментал, "квакающие" соло, не всегда логичные "бриджи",
интеллигентные скоростные и цепляющие риффы, и конечно новое вокальное
оформление. Японские поклонники группы купили уже 43 тысячи пластинок,
а для европейского отделения Century Media Arch Enemy вошла по продажам
в топовую пятёрку. После официальной презентации новой певицы в
Лос-Анжелесе во время распроданного американского турне, способность
Госсоу орать как мужик была доказана. "Чистый вокал - скучно. Каждый
ожидает этого от женщины!" А метал-пресса получила для обложек новую
сексапильную фронтвумэн. Девушка оставляет на неопределённое время
учёбу и семью в Германии, перебирается в Швецию и как бы между прочим
выходит за муж за Майка Эмотта. Ёхан Лиива тут проиграл окончательно:
настолько сблизиться с Arch Enemy ему было не суждено! Картину
дополняют туры с Nile, Hypocrisy и участие в декабре 2002 в японском
Beast Feast.
 С опальным Ёханом Лиивой
С "Wages Of Sin" при всей сахарности вышло одно досадное недоразумение.
В Японии этот диск вышел оперативно и с нужной помпой. А весь остальной
death-metal-пипл был вынужден целый год заказывать дорогущий японский
импорт или довольствоваться пиратскими копиями. Из-за разногласий между
менеджментом, издателями, агентствами, правообладателями и прочей, мало
понятной обычному слушателю белибердой, в Европе и Америке "Wages Of
Sin" был издан только в 2002 году, когда уже Arch Enemy вовсю сочиняли
его продолжение. Т.е. группа могла полноценно презентовать альбом
годичной давности только во время азиатских гастролей, а на летних
фестивалях и в Старом Свете была вынуждена выступать со старой
программой. Кто-то потерял много бабла. Угадай, кто? Вот уже
действительно: маленькие детки - маленькие проблемы! Майк: "Я стараюсь
подобные вещи не принимать близко к сердцу и не горюю. Эти дерьмовые
игры станут разрушать тебя, как только ты начнёшь всё негативно
воспринимать". Зато европейские фэны в итоге получили на руки новое
издание пластинки, честно дополненное видео-клипами и бонус-диском с
неизданным и редким материалом Arch Enemy. Работоспособный Майк тем
временем не переставал заправлять в проекте Spiritual Beggars, где
отрывался на старом хиппи-хард-роке, а так же помогал в реюнионе группе
Candlemass. Анжеле в какой-то момент пришлось обломать с выступлениями
всю группу, чтобы медицинским путём решить вопрос с узелковыми
новообразованиями на связках и всерьёз заняться правильной вокальной
техникой. Но джентльмены потерпели.
Накладок не произошло с выпуском "Anthems Of
Rebellion"(2003), на сегодняшний день самого успешного, уравновешенного
и точно рассчитанного альбома шведского коллектива. Его продюссингом и
сведением целиком занимался Энди Снип. Он домешал в общую концепцию не
совсем типичных влияний, в первую очередь metalcore, чистого голоса,
чуть больше программинга и нарулил группе реальный хит "We Will Rise".
"Мы стали более дисциплинированы и организованы! - шутил Кристофер. -
Много времени посвятили пре-продукции материала и работе с Pro-Tools".
Привкус heavy перестал ощущаться и целиком растворился в плотных
подвижных песнях. Эмотт-старший: "Меня утомляют люди, таскающие за
собой знамёна 80-х. Нет, 80-е - это было кульно. Но если не
прогрессируешь, то мне совсем не интересно этим заниматься. Ведь можно
использовать массу других влияний и делать что-то своё". Современный,
массивный брутальный звук, более чёткие песенные формы и, не считая "We
Will Rise"с презентабельным клипом, пачка забойных нео-жанрообразующих
песен ("Silent Wars", "Dead Eyes See No Future", "Despicable Heroes") -
основные достижения "Anthems Of Rebellion". И очень серьёзный
положительный резонанс у метал-общественности. Диск попал в
национальные рок-чарты большинства европейских стран, а в Японии
согласно опросу журнала "Burrn!" группа уверенно лидирует в номинациях
"лучшая группа" и "лучший альбом". Arch Enemy мутировали в некий
образец качества, дружелюбия и компромисса в насыщенном музыкальном
космосе экстремальной музыки. Разогрев у Slayer и Iron Maiden при всей
кажущейся несовместимости некоторых продуктов - ещё одно тому
подтверждение.
 Архи-серьёзные Arch Enemy
Для украшения своих очередных американских гастролей, шведы в 2004 году
издают в Европе и Америке EP "Dead Eyes See No Future", который раньше
был доступен только на японском рынке. Помимо заглавной антивоенной
песни, на нём присутствовали три концертных трека с парижского шоу
группы и три наспех записанные кавер-версии Megadeth, Manowar и
Carcass. Очень удачный маркетинговый ход, однако, он натолкнул на
мысль, что Анжеле лучше "петь" всё-таки в рамках Arch Enemy. И вот
новый объект инвестиций для верных поклонников этого яркого и
стремительного коллектива - альбом "Doomsday Machine". "Это определённо
trash-death-metal альбом. Мне кажется, для такой музыки необходим
убийственный микс из классических риффов и режущих соляков. Мы сделали
всё возможное, чтобы фэны получили тонну гитар и мощь для отрыва на
концертах". На первый взгляд Arch Enemy стали проще, перестали налягать
на вылизанный саунд, сохранили компактность, близкие фэнам красивости и
безупречную инструментальную часть. Но о дальнейшей судьбе альбома и
его месте в истории экстремальной музыки говорить рановато. Пока это
пропиаренная, долгожданная, в меру интересная пластинка успешной
брутальной команды. По завершению всех студийных сессий для "Doomsday
Machine" о своём решении погрызть гранит науки вдруг заявил гитарист
Кристофер Эмотт. Соответственно, его активность в Arch Enemy и
сайд-проекте Armageddon на неопределённое время сводится к нулю, и его
товарищи отправятся в промо-тур вчетвером. На долго ли? Возможно, это
тот случай, когда знакомую вкусную котлету "по-киевски" стоит сделать
менее жирной. Ведь к хорошему так быстро привыкаешь, что быстро
забываешь, насколько оно хорошо. И становится скучно…
|